Управление издержками: уверенный шаг к повышению рентабельности

Построение системы управления издержками — основной критерий ведения успешного бизнеса. Если в компании не налажен этот процесс, значит, нет эффективного управления, а, следовательно, даже самый удачный бизнес будет постепенно, но настойчиво идти ко дну. Задача каждого управленца — сократить издержки и прирастить прибыль. Важно построить систему и перестать быть добрым хозяином, который из-за недостаточности и неэффективности контроля расходов на предприятии в конечном итоге приведет свое детище к краху. Правильное управление издержками должно быть построено в вашей компании, так как оно приводит к общему росту эффективности бизнеса.

Необходимость систематизации издержек

Под издержками производства или бизнеса понимают затраты связанные с осуществлением деятельности и реализацией товаров и/или услуг. В статистической и бухгалтерской отчетности такие затраты отражаются как себестоимость.

Совершенно очевидно, что себестоимость и издержки напрямую связаны с общей прибыльностью бизнеса в целом. Главная задача процесса управления затратами – оптимизация расходов и повышение рентабельности компании. Это не должны быть точечные или не комплексные мероприятия. Управление издержками должно быть систематизировано и имплантировано в бизнес процесс в целом.

Недостаточно просто урезать те или иные расходы, важно сделать процесс сокращения издержек своего рода «правилами игры», которым следует весь персонал. Только тогда это будет эффективным управлением, а не просто снижением себестоимости.

Что нужно контролировать?

Ярким примером необходимости комплексного подхода в систематизации и управлении издержек может быть следующая ситуация: компания производит несколько видов продукции, по некоторым из них постоянные издержки достаточно высоки. С целью оптимизации прибыли компания вынуждена снимать с производства продукцию, цена которой ниже общей себестоимости, что в свою очередь приводит к увеличению расходов на производство оставшихся видов продукции и снижению рентабельности.

Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо правильно построить работу с издержками на предприятии.

Управление должно касаться всех групп расходов, а именно:

  1. Затрат, которые напрямую связаны с получением прибыли. Это расходы на производство и реализацию товаров/услуг.
  2. Затрат, которые не связаны с получением прибыль. Сюда относятся социальные, гуманитарные расходы.
  3. Принудительных затрат (налоги, сборы, штрафы и пр.).

На первый взгляд очевидно, что снижение всех расходов приведет к снижению себестоимости. Но приведет ли оно к росту прибыли в долгосрочной перспективе? Едва ли. Например, сокращение социальной поддержки сотрудников, скорее всего, в будущем негативно отразится на общей прибыли, а вот введение мотивации персонала за сокращение издержек положительно скажется на рентабельности.

В этом и суть системы управления расходами — учет и контроль издержек и реализация мероприятий по их оптимизации в долгосрочной перспективе.

Как построить эффективную систему управления издержками?

Компании с поставленной системой управления издержками более гибко реагируют на негативные внешние факторы, например кризисные явления, ценовые войны, спад потребления и пр.

Компания «Класс-Финанс» поможет вам систематизировать затраты предприятия, построить работу по поиску и ликвидации проблемных показателей в себестоимости, создать систему мотивации сотрудников по сокращению расходов. В своей работе мы используем проверенные методики, зарекомендовавшие себя как в международной, так и российской бизнес среде, а также бесценный, адаптированный, практически опыт наших партнеров.

Для клиентов, которым удобнее формат коучинга/наставничества, предусмотрена программа «Управление затратами» и многие другие.

Понятие себестоимости

Себестоимость — стоимостное выражение всех затраченных ресурсов на производство и реализацию товаров или услуг. Это синтетический и обобщающий показатель, который характеризует все стороны деятельности компании и отражает эффективность ее работы.

В себестоимость включают материальные, трудовые затраты, социальные, налоговые и амортизационные отчисления, а также другие расходы, например, маркетинговые или исследовательские.

Себестоимость может быть индивидуальной, технологической, цеховой, производственной и полной. Классифицируется она в зависимости от набора затрат, которые в ней учитываются.

Расходы или издержки, которые входят в себестоимость классифицируются следующим образом:

По происхождению:

  • внутренние — затраты на собственные ресурсы;
  • внешние — плата за внешние ресурсы.

По влиянию на них объемов производства:

  • постоянные — объемы реализации или производства не влияют на данный показатель, например, это могут быть затраты на содержание зданий и сооружений;
  • переменные — их величина изменяется в зависимости от изменения объемов производства, например, материальные затраты.

По способу их отнесения на себестоимость:

  • прямые — связанные с производством или реализацией конкретной продукции или услуги;
  • косвенные — общие затраты на группу товаров, которые распределяются по определенному признаку.

Существуют и более узкие виды издержек, например, явные и неявные или возвратные или невозвратные.

В конечном итоге все виды издержек объединяются в совокупные затраты и определяют себестоимость, а, следовательно, и прибыльность бизнеса в целом.