Ликвидность компании — финансовая опора устойчивости бизнеса

Ликвидность предприятия — это его способность своевременно и полностью покрывать текущие обязательства за счёт наиболее мобильной части активов. Ликвидность оценивается как соотношение различных групп оборотных активов к величине текущих обязательств.

ВАЖНО! Долги с длинным периодом погашения, например, долгосрочные банковские кредиты, не имеют отношения к текущей ликвидности бизнеса.

Анализ ликвидности компании

Финансовая практика делит все активы бизнеса на классы или группы, в зависимости от уровня их ликвидности и мобильности:

  • наиболее ликвидные активы — денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции;
  • быстро реализуемые активыдебиторская задолженность;
  • медленно реализуемые активы — запасы;
  • неликвидные активы — основные средства.

Путём сопоставления различных групп активов с краткосрочными обязательствами и осуществляется оценка ликвидность компании. На практике для этого используют три основных коэффициента:

1) Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал): показывает, как наиболее ликвидные активы предприятия соотносятся с его краткосрочными обязательствами. Для полноценного функционирования бизнеса и обеспечения достаточной финансовой устойчивости приемлемым считается значение Кал в пределах 0,15-0,25.

2) Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности (Кбл): показывает, как соотносятся между собой сумма наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов и сумма краткосрочных обязательств. Достаточная устойчивость бизнеса обеспечивается при значениях Кбл близких к 1.

3) Коэффициент текущей ликвидности (покрытия — Кп): представляет собой отношение суммы текущих (оборотных) активов к текущим обязательствам. Финансовая устойчивость бизнеса считается нормальной, если значение Кп превышает 2.

Чем на практике грозит потеря ликвидности компании?

Теперь немного абстрагируемся от приведенных выкладок, аналитических коэффициентов и попробуем посмотреть на ситуацию с более практичной точки зрения. Итак, чем же реально компании угрожает потеря ликвидности, и насколько всё это критично для бизнеса?

Шкала рисков для платежеспособности организации

Если по факту, то утрата ликвидности означает невозможность здесь и сейчас выполнять свои финансовые обязательства перед контрагентами. Наступило время погасить банковский кредит, а платить реально нечем. Или нужно рассчитаться с поставщиками за завезенную на прошлой неделе партию товара, а расчетный счёт пуст. Да даже невозможность вовремя выплатить заработную плату своим сотрудникам — тоже своего рода потеря ликвидности.

Чем все это угрожает бизнесу? А вот здесь многое зависит от того, кто именно является контрагентом. Когда это банк, вероятнее всего будут штрафы и пени. Если проблема зайдёт далеко, всё может закончиться судом или реализацией залогового имущества.Чтобы не загонять ситуацию в тупик, проблему следует решать заблаговременно, т. е. как только она замаячит на горизонте. С тем же банком стоит вести речь о небольшой коррекции графика платежей, в более запущенных случаях — о реструктуризации кредитного долга.

С поставщиками или подрядчиками дело обстоит несколько проще. Они сговорчивее и легче идут на различные варианты реструктуризации или отсрочки. Особенно если вы являетесь для них значимым клиентом, которого очень бы не хотелось потерять. Но, опять-таки, не стоит затягивать с решением пробелы. В противном случае утрата ликвидности грозит не только судами и штрафами, но и потерей деловой репутации. И что хуже для бизнеса: финансовые или репутационные издержки — тот ещё вопрос.

Как обеспечивается ликвидность и финансовая устойчивость предприятия?

Здесь стоит весть речь о двух вариантах действий — упреждающих (когда проблемы ещё нет) и “postfactum”, когда трудности с ликвидностью всё же возникли.

Среди мероприятий первого блока основная роль принадлежит финансовому планированию. Безусловно, денежные потоки необходимо тщательно планировать — такой подход поможет заблаговременно спрогнозировать разрыв ликвидности и вовремя принять меры по его устранению.

Не менее важный момент — стараться всячески сглаживать колебания исходящего финансового потока, т. е. ваши выплаты в пользу контрагентов. Особенно если бизнес подвержен сезонности или имеет ярко выраженные циклы, со всплесками и падениями деловой активности.

Среди мероприятий “postfactum”-реагирования на проблемы с ликвидностью следует назвать реструктуризацию текущей задолженности, коррекцию на будущее политики расчётов с поставщиками и покупателями, изменение подходов к управлению запасами, а также привлечение финансирования (например — дополнительное акционирование) для покрытия существенных разрывов ликвидности.

Не хотите — научим, не умеете — заставим 😉

Из всего выше сказанного ясно, что ликвидность и финансовая устойчивость предприятия, как и Восток, дело весьма тонкое и деликатное.

Взаимосвязь финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия

Контроль ликвидности компании — архиважная задача для любого хозяйственника. И “расколоть этот орешек” помогут специалисты Класс-Финанс.

Вот что мы сделаем:

1) проведём полный анализ ликвидности компании;

2) оценим состояние ликвидности и платежеспособности предприятия;

3) проанализируем все показатели ликвидности и платежеспособности и их влияние друг на друга;

4) и, на основании своей экспертной оценки, поможем настроить оптимальное и эффективное управление ликвидностью компании.

Ну, а желающих научиться ждёт коучинг от нашего директора:
Управление затратами,
Планирование на предприятии,
Реструктуризация непрофильных активов и другие программы.