Корпоративное казначейство: зачем бизнесу это нужно

Осуществление контроля над финансовыми потоками — суть казначейства как любого государства, так и предприятия. Это и есть короткий ответ на вопрос: “Зачем нужно казначейство?”.

Корпоративное казначейство включает в себя следующие виды мероприятий:

  • оперативное планирование денежных средств;
  • управление оборотным капиталом;
  • бюджетный контроль заявок на расход денежных средств;
  • план-факторный анализ.

Для лучшего понимания сути рассмотрим, какие функции должна осуществлять система казначейства, как она создаётся и внедряется.

Функции казначейства в компании

Функции казначейства на предприятииОсновная функция казначейства — это управление финансовыми потоками, позволяющее компании контролировать объём денежных средств, рационально используя ресурсы организации. Это, в свою очередь, улучшает ключевые показатели, способствуя увеличению рыночной стоимости предприятия.

Кроме того, система казначейства предприятия может отвечать за:

Следует помнить, что приведённые функции казначейства в достаточной степени условны, и для каждой отдельной компании задачи могут быть разными, в зависимости от выбранной модели.

Разработка модели и создание казначейства

Процесс внедрения казначейства следует начать с анализа проблем, которые имеет практически каждая организация, и изучения возможных способов их разрешения.

Необходимо отметить, что создание казначейства происходит достаточно сложно на предприятиях, специализирующихся по нескольким направлениям деятельности.

Цели системы казначействаВнедрение казначейства целесообразно в крупных компаниях, имеющих внушительные обороты и большое количество сотрудников, то есть там, где ожидаемый экономический эффект оправдывает расходы на внедрение. Для малого бизнеса вряд ли создание подразделения управления финансовыми потоками будет оправдывать понесенные затраты.

Довольно часто на предприятиях работает урезанная форма казначейства, или её функции выполняют отдельные сотрудники/подразделения. Наибольшая эффективность достигается только в том случае, если вся работа выполняется специально созданным для этого отделом.

Организацию казначейства следует начинать, если:

  • в компании увеличивается число контрагентов;
  • растёт оборот, количество казначейских процессов и прочее;
  • присутствует сложная организационная структура (филиалы, холдинг);
  • предприятие имеет многопрофильную деятельность.

Перед началом создания казначейства определяются цели, сроки, требования, бюджет, ответственный за внедрение технологии (обычно — финансовый директор).

Далее проводится работа над созданием единой стратегии управления бюджетом компании. Каждая компания будет иметь свой перечень мероприятий и методик учёта. Составление плана мероприятий позволит создать прогноз дальнейших действий по формированию методологии, понять, когда сотрудники компании должны включиться в процесс создания методологии. Для создания стратегии необходимо:

  1. Провести анализ существующих бизнес-процессов.
  2. Обрисовать дальнейшие бизнес-процессы.
  3. Определить центры финансовой ответственности.
  4. Разработать план бюджетирования.
  5. Выработать процедуру координации заявок и печатные формы.
  6. Создать методику планирования финансовых ресурсов и фондов денежных средств.
  7. Сформировать порядок выполнения функций казначейства.
  8. Сделать систему оценки эффективной работы казначейства.

Форма организации казначейства

Пример целевой модели казначейства компанииКаждая модель казначейства имеет как свои преимущества, так и недостатки, и подбирается под конкретное предприятие в отдельности.

Для централизованной модели характерно сосредоточение функций управления в едином центре. Заявки на проведение операций из подразделений отправляются в казначейство для контроля, далее казначейством производится платеж, то есть казначейство здесь выступает в роли расчетного центра. Такой вариант работы встречается чаще всего в небольших компаниях, имеющих небольшие объемы платежных операций, или в холдингах, где требуется повышенный контроль финансовых потоков.

Преимущество: возможно консолидировать и оперативно распределять ресурсы между структурами холдинга.

Недостатки:

  • отсутствие самостоятельности у дочерних компаний;
  • увеличение сроков перевода средств при согласовании с центром, что повышает риск нехватки финансов при возникновении аварийных ситуаций.

Децентрализованная модель проще и доступнее, поскольку платежи производятся из центров, где происходят траты.

Преимущество: решения, касающиеся финансовых вопросов, принимают быстрее, а дочерние компании быстро и гибко реагируют на излишек или недостаток средств, минимизируя тем самым риски.

Недостатки: чтобы осуществлять всесторонний контроль дочерних компаний, требуется чёткое построение бизнес-процессов. В противном случае увеличиваются финансовые риски на предприятии.

Смешанная модель имеет признаки как централизованной, так и децентрализованной модели казначейства. Для многих организаций данная форма — оптимальный вариант, поскольку включает в себя только преимущества двух, рассмотренных выше, моделей.

Внедрение казначейства

После разработки методологии начинается процесс внедрения модели в практику работы компании:

  1. На подготовительном этапе проводится оповещение сотрудников о проводимых изменениях.
  2. Во время интеграции происходит непосредственная реорганизация финансовых служб, создается новое подразделение и автоматизируется процесс.
  3. Закрепляются проведенные изменения: персонал уже прошел процесс обучения новой методологии и использует в работе автоматизированные системы в соответствии с установленным регламентом.

Изменения во внешних условиях, как правило, это касается экономической ситуации в стране, требуют также пересмотра принципов бизнес-процессов в организации. Целью таких мероприятий является: минимизация затрат, разработка гибкой и эффективной системы управления компании. В таком случае и пересмотр системы управления финансовыми потоками также неизбежен.

В столь важном деле не стоит полагаться на авось и экспериментировать самостоятельно. Успешность разработки методологии и внедрения системы казначейства в компании зависит от профессионализма и практического опыта специалистов, участвующих в этом процессе. При обращении в “Класс-Финанс”, после проведения нами всех необходимых мероприятий (в рамках консалтинга или коучинга), вы получите упорядоченную и налаженную работу казначейства, а значит — и всеобъемлющий контроль за финансовыми потоками.