Контроллинг — total control of the company? Или один из инструментов управления бизнесом?

Теоретики и практики много спорят, но до сих пор не могут выработать однозначное определение, что такое контроллинг. Попробуем разобраться в этом вопросе в свете его приложения к бизнесу. И для начала расставим точки над “ё”, т. е. определим, чем система контроллинга отличается от контроля.

Контроль каких-либо процессов оперирует уже свершившимися фактами. Контроллинг же управляет будущими изменениями, т. е. контролирует “завтра”. Вот от контроля за будущим предприятия, компании, холдинга и пр. и будем отталкиваться.

Сразу оговоримся: речь пойдет не о рейдерских захватах и отжатии, как мог бы кто-то подумать, исходя из заголовка. Нас контроллинг на предприятии интересует с точки зрения грамотного руководства и управления хозяйственной деятельностью и прибылью. В этом случае функции контроллинга — планирование и контроль.

Современные концепции контроллинга

На сегодняшний день в промышленно развитых мировых державах чётко оформились 3 концепции системы контроллинга:

  1. Контроллинг, ориентированный на систему бухучёта компании — реализация целей с опорой на данные ведения бухгалтерского учёта.
  2. Концепция, что опирается на информационную систему. Одна из ключевых задач — это концептуальная разработка, дальнейшее внедрение и окончательное обслуживание системы информационного управления. В рамках информационной системы выделяется несколько основных задач: содержательные, структурные и процессуальные. Сбор информации, необходимой для принятия правильных и обусловленных решений, является важным сегментом контроллинга.
  3. Контроллинг, направленный на управленческую систему, позволяет рассматривать его как один из инструментов управления.

Виды контроллинга

Что включает в себя контроллингСам контроллинг бывает оперативным и стратегическим.

В сущности, оперативный вид состоит из создания средств и способов результативного управления целями, что предприятие преследует сегодня. Преимущественно оперативный тип делает упор на расчёт затрат и получаемых результатов от них.

Стратегический тип отличается тем, что концентрирует основное внимание на обеспечении жизнеспособности бизнеса и его ориентации на доступный потенциал.

Таким образом, оперативный метод в большей мере направлен на извлечение максимальной пользы изнутри предприятия. Такой подход направлен на проведение антикризисных мер, ориентированность на развитие потенциала и определение лучшего потенциала на выживание.

Стратегический контроллинг включает в себя сразу 2 сферы — внутреннюю и внешнюю жизнь бизнеса. Подход обеспечивает прибыльность и ликвидность организации.

По сути, оперативный подход в большей мере рассматривает организацию в свете внутреннего потенциала, а стратегический контроллинг подразумевает определение компании среди внешнего рынка продукции и координацию дальнейшего движения.

Задачи стратегического контроллинга

  • стратегическое планирование;
  • разработка запасных планов и альтернативных схем поведения;
  • определение слабых мест в производстве или сбыте;
  • расширение узких сфер производства для большего охвата рынка;
  • анализ воздействия внешних или внутренних отклонений на достижение целей;
  • анализ эффективности затрачиваемых средств.

За использование и определение завтрашнего дня предприятия отвечает исключительно высшее звено управления.

Задачи оперативного контроллинга

  • контроллинг финансов и его распределение;
  • определение недостатков или изъянов в тактике управления;
  • мотивационные методы увеличения производства;
  • формирование системы информационного сообщения для принятия решений в текущем времени.

Упор в управлении делается на среднее звено, которое обладает достаточными полномочиями и высоким уровнем информации на местах производства. Контроллинг финансов как раз и требует наличие достаточной информации, что позволит сократить будущие расходы и правильно распределить бюджет.

Внедрение контроллинга

Предпосылки для внедрения контроллинга на предприятииВнедрение контроллинга в компании — очень важный этап, так как здесь может возникнуть ряд практичных вопросов. Контроллинг в бизнесе необходим при возникновении различных факторов, что приводят к снижению прибыли от предприятия или ухудшению имиджа компании.

На этапе появления сложностей должна вводиться концепция контроллинга, что позволит закрепить свои позиции, устранив слабые места в производстве или сбыте товара.

Внедрение и развитие контроллинга, как системы управления, включает в себя:

  1. Формирование группы, которая будет заниматься контролем выполнения постановлений задачи и информирования руководства.
  2. Разрабатку адаптивной система контроллинга. Сюда входит финансовый контроллинг, что включает разделение прибыли на отдельные подразделения, по клиентам, рынкам и других факторам. Определяется количество затрат (максимально подробно и по видам). Разрабатывается система отчётности, методики определения и анализа инвестиций. По мере продвижения плана — выполняется анализ достигнутых показателей и поставленной цели.
  3. Внедрение контроллинга. На этом этапе система финансового контроллинга вступается в действие, а руководство получает максимально подробные отчёты о деятельности и прибыли предприятия, а также убедительные результаты целесообразности использования системы контроллинга. В это же время завязываются дружелюбные отношения с контроллерами, что даёт последним продуктивную коммуникацию со всеми рангами начальства.
  4. Закрепление. Контроллинг компании со временем перерастает в фазу укрепления. На этом этапе демонстрируются результаты и увеличивается доверие к контроллерам.

Важным условием эффективности контроллинга является анализ полученных результатов. При этом вся система не должна чрезмерно нагружать предприятие. Часто руководители сталкиваются с проблемой, когда большая команда контроллёров съедает весь эффект от их использования. Нужно соблюдать баланс эффективности контроллинга и не заниматься тоталитарным контролем.

Поможем выбрать и внедрить нужную именно вашей компании систему контроллинга.