Инвентаризация — излишняя головная боль или насущная необходимость?

Что это такое — инвентаризация? Большинство считает, что это некоторые хозяйственные разборки. Ну, например, посчитать товар, сырьё. Более продвинутые пересчитывают основные средства. Ещё более продвинутые и богатые присматривают за своими зданиями.

И всё? А вот и нет. Это понятие намного обширнее и дополнительно ко всему выше перечисленному включает в себя следующие объекты инвентаризации:

  1. нематериальные активы;
  2. финансовые вложения;
  3. незавершённое производство и расходы будущих периодов.

Ничего не напоминает?
Ну конечно — я перечисляю строки бухгалтерского баланса. Следовательно всё, что представляют собой активы и пассивы предприятия (компании), подлежит инвентаризации.

Зачем такие “жертвы”

Кому и зачем нужна инвентаризацияВозникает закономерный вопрос: а зачем проводить такую тотальную инвентаризацию в компании, тратить на это уйму времени, человеческие и финансовые ресурсы? На это существуют простые до банальности ответы:

  • чтобы знать, чем владеешь;
  • чтобы знать, что должен и чем рискуешь.

И здесь нет смысла уговаривать владельцев на подобные мероприятия. Не надо? Ну, значит, не надо!

Но самый красноречивый ответ на этот вопрос дадут те, кто лихо, на высокой скорости решили впрыгнуть в серьёзный банковский продукт, получить государственную субсидию или втянуться в замечательный проект под названием “Due Diligence”.

Не важно, почему он возник в компании: продать решили, выкупить остатки акций у акционеров или ещё что-то. А тут внезапно поданный Компании иск, по которому она должна энную сумму денег?

Ой, как много нового для себя узнают владельцы…. Ой, как неприятно. И, вместо лихого впрыгивания в скорый поезд, собственник бизнеса получают звонкую оплеуху.

А в сущности — сам виноват. Вот вы же заботитесь о своём здоровье и регулярно проходите диспансеризацию. А после 50-ти начинаете понимать ценность овсяной каши на воде. Да и кисель уже не кажется такой противной массой, какой виделся в детстве.

Однако и Компания — это такой же живой организм. И он так же нуждается в диагностике. Он всегда должен быть готов к повышенным нагрузкам, резкому перепаду температуры во внешней среде, агрессивным вирусам и пр.

И чтобы процесс инвентаризации не стал столь уж невыносимым и затратным по стоимости человеческих и финансовых ресурсов, надо его правильно проходить. Разбивать на коротенькие этапы, правильно работать с результатами инвентаризации, а не устраивать вселенский аврал. Бонус почувствуете очень быстро: сотрудники привыкнуть к порядку и будут считать, что его поддержание — это норма. В результате чего будете чаще отдыхать. Поверьте — компанию, о которой знаешь всё, оставить проще. А там, глядишь, и вообще перейдете на удалённое управление компанией.

Инвентаризация — дело руководителя

Руководитель компании за инвентаризациейПроект “Инвентаризация” начинается крайне тяжело потому, что сталкивается с огромным сопротивлением. Для начала это нормально. Но… это проект первого лица компании. И только его. Это важно, нельзя запуск этого проекта делегировать — ничего не получится. Вот дальше можно, а запускаться надо самостоятельно.

Вы не просто запустите проект. Вы получите огромный объём бесценной информации, проведете инвентаризацию своих знаний о собственном бизнесе. А те, кто давно богаты и знамениты, порадуются получению дополнительных эмоций от оценки того, что построили — вспомните, как это было. 🙂

(Инна Николаевна Овсянникова — руководитель ООО “КЛАСС-ФИНАНС”, бизнес-тренер)

Сложно? В рамках коуч-наставничества помогу разобраться с этим вопросом.