Due Diligence

Защитите себя от рисков

Современная экономика — это мир возможностей. Возможность что-то купить или продать, возможность что-то создать, решить, кредитовать или инвестировать. Т.е, современный предприниматель достаточно свободен в своих действиях, однако, с возможностями появляются и риски.

Чего стоит одно неверное решение? Должности, спокойствия, зарплаты? Чувства нереализованности и терзаний? Вот именно поэтому очень важно все просчитывать, чтобы поступать верно.

Тогда возникает вопрос: «Как оценить риски?»

Для этого и существует процедура Due Diligence.

Due Diligenceэто тщательный всесторонний анализ объекта инвестиций. Он позволяет быть уверенным в достоверности предоставляемой информации, правильно оценить текущую ситуацию, рассмотреть ее детально со всех сторон.

Со временем каждая крупная компания сталкивается с этим процессом. Потому что у нее всегда есть потребность идти вперед и развиваться.  А это значит, освоение новых рынков, развитие новых направлений и технологий.  Однако, обходиться своими силами бывает довольно тяжело. Тогда появляется потребность в инвесторах.

Но как подготовить компанию к «вхождению инвестора«? Как его привлечь? И как самому не остаться без прибыли? В этом и помогает Due Diligence.

Основная задача Due Diligence — обеспечить понимание инвестором текущего состояния компании. Однако и для самой компании — это возможность подготовить объективный анализ ситуации и «не прогадать» со своей стоимостью.

Due Diligence дает ответы на следующие вопросы:

  1. Стоит ли вкладывать средства в предполагаемый объект инвестиций?
  2. Насколько надежен партнёр или контрагент?
  3. Какие возможности даёт будущее сотрудничество?
  4. Какие могут возникнуть проблемы?
  5. Есть ли зависимость от экономической, правовой и политической ситуации?
  6. Какова истинная цена компании?

Основные блоки, которые подвергаются изучению:

  • Операционный анализ — изучается историческое развитие компании, организационная структура, менеджмент, сильные и слабые стороны, сдерживающие факторы, а также закупки, продажи и персонал.
  • Финансовый анализ — выявляется способность предприятия приносить доход.
  • Налоговый анализ — т. е., какие есть налоговые обязательства и как их можно оптимизировать.
  • Правовой анализ — рассматривает компанию с точки зрения ее соответствия нормам существующего законодательства.
  • Анализ положения на рынке — показывает, насколько компания конкурентоспособна, какие имеет возможности для развития.
  • Проверка влияния компании на окружающую среду — т. е., насколько сильно и как её деятельность влияет на окружающую среду.

Самой трудной частью является финансовый анализ. Задолженности преувеличиваются, активы обесцениваются. И если анализировать будет инвестор, то он обесценит Вашу компанию «в считанные часы» и получит свой лакомый кусочек за просто так. Поэтому компаниям необходимо заранее и самим проводить финансовый анализ.

Более того, даже если привлечение инвестора является лишь отдаленной перспективой, компанию все равно нужно готовить к этому процессу. Чтобы потом не было стрессов, авралов, проблем. К тому же это позволит Вам увидеть свои сильные и слабые стороны. А значит, компания будет оценена по достоинству и полностью готова к продаже.

Как подготовить компанию к процедуре Due Diligence и какие документы для этого необходимы:

 

Организационно-правовые документы:
  • уставные и регистрационные документы с учетом изменений и дополнений;
  • реестр акционеров и информация об операциях с акциями эмитента и касательно дальнейших действий с акционерным капиталом;
  • информация об акциях дочерних и аффилированных компаниях.
Лицензии и разрешения:
  • лицензии и разрешения местных, региональных и федеральных властей на размещение или ведение данного вида деятельности;
  • сертификаты и лицензии на соответствие требованиям здравоохранения и  безопасности, а также на соответствие  экологическим требованиям;
  • переписка с государственными органами, контролирующими деятельность предприятия.
Судебные и арбитражные разбирательства:
  • иски, возбужденные против компании и по инициативе компании;
  • судебные документы;
  • переписка касательно исков;
  • документы о лишении или потере прав;
  • документы, относящиеся к процедуре банкротства;
  • инкассовые поручения, полученные антидемпинговые письма.
Контракты:
  • соглашения о найме персонала;
  • лицензионные, патентные, агентские, дистрибьюторские, торговые и другие соглашения;
  • договора на поставки, на покупку/продажу активов, подряда, на оказание консультационных услуг и другие действующие соглашения.
Долговые обязательства:
  • заявления или другие документы, уведомляющие о невыполнении обязательств;
  • устные договоренности касательно дальнейших действий с активами;
  • кредитные соглашения, обязательства (векселя), выпущенные или полученные компанией, гарантии (компании и персонала).
Права собственности:
  • закладные или счета, касательно оборудования или материальных запасов;
  • перечни и описания объектов недвижимости, оборудования и другого имущества, а также документы подтверждающие стоимость, права собственности или распоряжения;
  • перечень и описание материальных запасов, имущества и складских запасов;
  • перечень и документы, подтверждающие права владения или распоряжения, а также описание зарегистрированных патентов, торговых марок и промышленные образцов.
Финансы и налоги:
  • отчеты о выплате местных, региональных и федеральных налогов;
  • переписка касательно вопросов налогообложения;
  • уровень и порядок налогообложения;
  • финансовые отчеты за последние три года;
  • аудиторские отчеты и корреспонденция;
  • первичная финансовая информация (бухгалтерские книги и счета), включая информацию в автоматизированных системах бухгалтерского учета;
  • план бухгалтерских счетов;
  • отчет об операциях по всем банковским счетам за 6 месяцев;
  • лист поставщиков и дилеров компании, с характеристикой кредиторских и дебиторских задолженностей, а также отсроченных платежей.
Ценные бумаги:
  • регистрационные документы, информация о размещении, документы проспекты эмиссии;
  • разрешения на выпуск ценных бумаг и их регистрацию;
  • переписка с Федеральной Комиссией по Ценным Бумагам.
Общие вопросы:
  • предоставленные доверенности от лица компании и в отношении компании;
  • страховая политика, включая обязательства и страховую политику по отношению к работникам;
  • история забастовок;
  • детальная информация о ключевых управляющих: имя, адрес, возраст, опыт, должность, описание должностных обязанностей в компании, зарплата и система стимулирования;
  • общая информация о сотрудниках: количество штатных и внештатных сотрудников, рабочее время и уровень заработной платы, система стимулирования труда;
  • материалы о правилах и процедурах, принятых в компании, материалы и документы по найму сотрудников, политика в области повышения квалификации;
  • прошлые и настоящие бизнес-планы компании;
  • полная организационная схема компании, детальное описание внутренних действующих структур с учетом следующего: кто планирует, контролирует, выполняет функции, анализирует их результаты, а также, какие управленческие решения и действия обычно принимаются;
  • определенные детали маркетинга, структуры продаж, методов и программ, включая функции торгового персонала, специальные и особые действия по продвижению продукции;
  • описание технологического процесса.

Как видите, очень сложно самим проводить процедуру Due Diligence. Анализируется очень большое количество информации. Поэтому лучше всего доверить этот процесс профессионалам, имеющим такой опыт. Тогда Ваша компания будет представлена в лучшем виде.

Наши специалисты уже давно работают в этой сфере и помогли многим компаниям. Поэтому, если у Вас есть потребность в проведении Due Diligence, мы с радостью познакомимся с Вами и Вашей компанией. Оставляйте заявку на нашем сайте!