Долгосрочное и скользящее планирование в бизнесе

Для чего нужно долгосрочное планирование и что это такое?

Каждое предприятие тем или иным способом разрабатывает для себя план на следующий год, а быть может — и на несколько лет. Зачем это делать? Цель долгосрочного планирования — получение большей прибыли, развитие в определенной отрасли и слаженная работа коллектива. В большинстве компаний период долгосрочного планирования — осень. Напоминает это авральный процесс, когда всю команду «ставят на уши», начинаются попытки отделов согласовать между собой свои планы и, в конце концов, рождается некий план.

Для того чтобы долгосрочное планирование принесло свои плоды, владелец или руководитель компании должен чётко понимать, что жить теперь нужно по правилам и не допускать мытарства своих подчиненных, которые уже в январе нового года начинают яро докладывать начальству, что выполнить план невозможно. Ведь если владелец начинает поддерживать попытки разрушить тщательно спланированную стратегию, это начинают делать все сотрудники компании.

Что делать, если план дал течь? Наладить скользящее планирование

Очень часто обширный долгосрочный план «приказывает долго жить» уже на первых этапах его исполнения. Так называемые «косяки» в планировании нивелируются запасом денежных средств, которые можно влить и выправить отклонения от плана. Но что делать, если этого резерва нет? Тут на горизонте начинает маячить новый термин — скользящее планирование.

Разница между скользящим и последовательным планированиемПринцип скользящего планирования основан на том, что перспективный план начинает корректироваться в некоторой своей части. Конечно, делать это нужно заранее, а не тогда, когда весь план уже «идёт ко дну». Пускай принцип такого планирования не сможет предусмотреть все радужные планы руководства на несколько лет вперёд, зато он обеспечит поэтапную выполняемость каждого куска плана в отчётном периоде. Особенностью скользящего планирования является подведение итогов. С таким методом лучше справятся те руководители, которые не очень сильны в долгосрочном планировании.

Для юных компаний, которые ещё не знакомы со всеми подводными камнями и рынками сбыта своей продукции, наиболее достойным вариантом будет использовать оперативное бизнес-планирование, которое позволит немного укоротить временные рамки и «обжиться» в новой среде.

Самое время разобраться с этапами планирования

Из прочтённого уже стало ясно, что планирование — очень важный элемент деятельности предприятия. Но также и невероятно сложный, трудоёмкий процесс, который не всегда даёт положительные результаты. Чтобы план действительно заработал на благо компании, нужно чётко придерживаться его этапов.

Итак, разберем основные этапы долгосрочного планирования:

  • составление финансовых разделов бизнес-планов каждого подразделения;
  • чёткая формулировка распределения прибыли и вложения новых инвестиций;
  • составление единого финансового плана с учётом всех прогнозируемых выплат и прибылей.

Возвращаясь немного назад, стоит отметить: скользящее планирование означает, что проходя эти же этапы, компания получит чёткий план не на 2016÷2026 годы, а непрерывный процесс планирования январь 2016 — январь 2017, февраль 2016 — февраль 2017 и т. д. Временные рамки планов могут быть больше или меньше, всё зависит от выполнения этих не таких далеко идущих мероприятий. То есть компания заранее определяет для себя горизонт оперативного планирования и непрерывно его контролирует.

Сразу у многих может возникнуть вопрос — а разве у кого-то это по-другому? Хорошо, что возникает такой вопрос. Значит у вас так, как надо.

Тем не менее огромное количество компаний ведет планирование по схеме: январь-декабрь, февраль-декабрь … декабрь-декабрь. А потом — бац! — и вторая смена Новый Год, и всё с января и с начала.

При всей своей кажущейся простоте скользящее планирование — вещь крайне необходимая в компании. Заглядывать в горизонт 1 год (2, 3) крайне необходимо. Это напрямую связано и с процессом долгосрочного планирования. Это надо понимать и постоянно контролировать точность попадания в долгом горизонте.

Залог успешного планирования

Этапы стратегического планированияКаждый руководитель сам выбирает стратегию планирования деятельности своей компании. Однако, планы планами, но анализ «план-факт» за месяц, период, год и т. д. обязателен. Независимо от того, какую концепцию определит владелец, необходимо анализировать провалы и успехи каждого плана. Говоря простым языком, составлять таблицы с расхождениями между планами и фактическим положением дел компании. И, разумеется, пытаться эти расхождения ликвидировать. Ликвидировать не на бумаге, а в реальности. Только после таких действий можно что-то думать об успехах в планировании.

Но есть и более быстрый способ для руководителей компаний разобраться со всеми долго-, средне- и прочей срочности планами — наставничество. Под руководством коуча вы в кратчайшие сроки организуете процесс долгосрочного планирования на своём предприятии, заодно подтянув своих планировщиков до необходимого уровня.