Бить или не бить — вот в чём вопрос: Дебиторская и кредиторская задолженность предприятий

Крайне сложно представить бизнес, развивающийся исключительно на собственных деньгах, у которого вообще не возникает задолженности. Современные компании не только привлекают средства кредиторов на долго- и среднесрочной основе, но и активно используют коммерческий кредит в качестве источника краткосрочного финансирования — так формируется кредиторская задолженность, т. е. долги бизнеса перед поставщиками и подрядчиками.

Этот механизм работает и в обратную сторону: стремясь продать как можно больше своих товаров и услуг, продавцы предлагают клиентам и заказчикам такую опцию, как отсрочка платежа или тот же коммерческий кредит, что, в свою очередь, приводит к образованию дебиторской задолженности, т. е. долгов покупателей перед бизнесом.

Грамотное управление задолженностью предприятия постепенно превращается в одну из ключевых составляющих финансового менеджмента. При этом вопрос о том, нужны ли дебиторская и кредиторская задолженности, как таковой, не ставится. Поиск оптимального баланса между долгами (собственными и партнёров), обоснование разумного уровня задолженности и контроль своевременности погашения долгов (опять-таки, своих и чужих) — вот главные задачи, решаемые в процессе управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации

Управление дебиторской задолженностьюДебиторская задолженность организации — это, на бухгалтерском сленге, “дебиторка”. Возникает в тех случаях, когда оплата за товары или услуги осуществляется спустя некоторое время после их поставки или оказания. Причём речь может идти как о сугубо технической задолженности, сроком в несколько банковских дней, так и о вполне длительных долгах покупателей — обычно от 2-х недель до 3-х месяцев.

Во втором случае возникновение задолженности связано с целенаправленной политикой предприятия в отношении расчётов с покупателями — так называемой кредитной политикой. От степени её агрессивности зависит, какая часть продаж осуществляется с предоставлением отсрочки платежа или коммерческого кредита, а также на какую сумму и какой срок. Кроме того, здесь же определяется и круг потенциальных покупателей, которым компания готова предоставлять право заплатить за товар или услугу попозже.

Главная цель существования дебиторской задолженности — стимулировать продажи. Особенно если речь идет о товарах и услугах, мало отличающихся от аналогичных товаров и услуг конкурентов. В этой ситуации более привлекательная форма расчётов может стать аргументов в пользу выбора конкретного продавца.

В то же время нужно помнить, что существенная дебиторская задолженность контрагентов требует повышенного внимания со стороны финансового управления. Прежде всего, в части отслеживания своевременности платежей и контроля платежной дисциплины заказчиков. Недостаток внимания к этим моментам может существенно снизить качество дебиторской задолженности за счёт роста просроченных и сомнительных долгов, что в перспективе приведёт не только к потере ликвидности, но и к необходимости искать дополнительное финансирование.

Управление кредиторской задолженностьюКредиторская задолженность организации, по сути, представляет собой зеркальное отражение дебиторской задолженности, т. е. это те же долги, только ваши перед вашими поставщиками. И это такой же неотъемлемый атрибут коммерческого взаимодействия в бизнесе, как и дебиторская задолженность. В данном случае поставщик, будучи заинтересованным в сотрудничестве и пытаясь мотивировать вас, как покупателя, к покупке, предлагает продажу с отсрочкой платежа. Для него — это способ стимулировать товарооборот, для вас — важный, зачастую относительно дешёвый источник краткосрочного финансирования бизнеса.

Работа с дебиторской и кредиторской задолженностью: как найти оптимальный баланс?

Что же лучше — дебиторская или кредиторская задолженность? И каких долгов допустимо иметь больше — собственных перед поставщиками или, наоборот, покупателей перед вами?

Так вот, с точки зрения обеспечения ликвидности бизнеса дебиторская задолженность должна соответствовать кредиторской, находясь в соотношении приблизительно один к одному. Причём как по сумме долга, так и по времени их наступления. При соблюдении паритета между кредиторской и дебиторской задолженностью долги уравновешивают друг друга, в результате у компании нет необходимости искать какие-то дополнительные финансовые резервы для выполнения своих обязательств.

Отдельно стоит упомянуть, что кредиторская и дебиторская задолженность должны быть сбалансированы с учётом качества задолженности. Только текущие (не просроченные) долги своих контрагентов (покупателей) можно принимать в расчёт, планируя рассчитаться при помощи них по своим обязательствам перед поставщиками.

Компания “Класс-Финанс” поможет наладить эффективное управление финансовой задолженностью — как вашей (кредиторской), так и вам (дебиторской). Нами осуществляется:

  • анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности предприятия,
  • организация внутреннего контроля дебиторской и кредиторской задолженности,
  • подбор и разработка оптимальных решений для стабилизации ситуации и продолжения дальнейшей благополучной деятельности компании.

Обращайтесь, мы с радостью освободим ваши плечи от тяжёлой ноши.

Также предлагаем вашему вниманию коуч-программу “Управление дебиторской и кредиторской задолженностью”.