Cash Flow company как источник жизни бизнеса

Вместе с трансфертом в Россию западных стандартов финансового менеджмента потоком хлынула и соответствующая терминология. Сколько составил ваш нет профит за последний год? Смогли ли вы увеличить гросс маржин после переоснащения производства? Как, ваше РОЕ не превышает даже размеров учётной ставки ЦБ?

Эти, ранее мало знакомые термины, теперь составляют вполне нормальный лексикон вполне нормального общения финансовых управляющих. Термин «cash flow» — ещё один из этого списка. Итак, Cash Flow (по-русски: «кэш флоу») — что же это такое?

Что такое cash flow

В дословном переводе с английского «cash» означает деньги или наличность, «flow» в данном контексте следует трактовать как поток или приток. Попросту говоря, кэш флоу — это денежный поток или поток наличности, который способен генерировать ваш бизнес.

В данном случае речь идёт обо всех денежных поступлениях компании: от продажи товаров или услуг; от реализации профильных или непрофильных активов; приходов наличности в виде процентов от вложений в гособлигации и дивидендов от владения сторонними корпоративными правами.

Важно не путать денежный поток cash flow (CF) и прибыль или, выражаясь унифицированной терминологией, profit. Профит — это то, что останется у бизнеса после того, как вы используете кэш флоу:

  • После того, как рассчитаетесь со своими поставщиками и подрядчиками за то, что те продали вам сырье, материалы или оказали какие-то услуги.
  • После того, как заплатите своим сотрудникам за то, что те согласились потратить часть своего драгоценного времени на вас.
  • Наконец, после того, как рассчитаетесь с уважаемыми кредиторами (уплатив им проценты) и горячо любимым государством, отдав ему причитающиеся налоги.

От чего зависит cash flow company

Здесь стоит выделять как факторы, находящиеся в пределах досягаемости компании и определенным образом зависящие от нее (так называемые внутренние), так и факторы, недосягаемые для компании, на которые она никак не может повлиять (внешние).

Схема совокупного денежного потока

Так, если говорить о влиянии на входящий cash flow от операционной (а есть еще кэш флоу от инвестиционной и финансовой) деятельности внутренних факторов, то определяющую роль здесь играют масштабы производства, грамотная ценовая политика, качественный маркетинг, искусство распознавать своего потребителя и удовлетворять его потребности, а также умение работать с каналами продажи.

Среди факторов, которые компании контролировать не в состоянии (т. е. внешних), на входящий денежный поток влияют цены на рынке и доходы потребителей, уровень покупательской активности и инфляция. Не менее значима и роль конкурентов: чем активнее и эффективнее последние, тем меньшим будет ваш CF cash flow, при прочих равных условиях.

Движение денежных средств cash flow

1) Любому хозяйственнику-управленцу обязательно нужно управлять движением финансовых потоков (далее — CF). И помочь в этом может отчёт о движении денежных средств cash flow.

Также обязательна многосценарность на стадии планирования. Часто бывает так, что в компании CF положительное, и ТОП-менеджеры «почивают на лаврах». А если пара-тройка клиентов не заплатит? А если доля этих незаплативших клиентов в обороте процентов 20? Возникает кассовый разрыв. Что делать?

Если компанию начинает лихорадить, и она начинает дергаться и искать деньги, возможен срыв производственного плана, что недопустимо. В кризис подобные компании первыми вылетают с рынка.

2) Планирование CF должно осуществляться непрерывно. Горизонт планирования — 1 год, при этом первые 3 месяца отводятся на детальное, посуточное планирование.

Почему год? У всех компаний есть циклы — сезонность, проблемы с платежами клиентов (зависимость от смежных рынков), сроки возвратов кредитов, запуски оборудования и пр. Надо видеть, как аккумулировать остатки денег. Год — это оптимальный срок. Исключение — крупномасштабные и инвестиционные проекты, т. к. в этом случае горизонт планирования сразу уходит в срок реализации проекта.

3) Остатки денег нужно «санировать». ВСЕГДА!!! Финансисты продолжают спорить. Для нас же это очевидно! Деньги должны либо работать, либо выполнять функцию подушки безопасности. Но во втором случае они должны быть выведены из оборота.

Свободные деньги развращают. Даже при наличии жесткой финансовой дисциплины в компании. Остаток денег на операционных счетах компании в конце операционного дня должен быть «0».

4) Очередность оплат: при сбое надо иметь чёткие приоритеты выплат. Компания даже в условиях дефицита денег должна выполнять основную функцию — генерировать финансовый поток.

Из всего выше сказанного ясно, почему так важен регулярный отчёт о движении денежных средств cash flow. Ведь CF — это наиболее значимая составная часть бюджетирования любой компании. И если у вас проблемы с управлением или отчётностью, вам не хватает персонала, знаний, времени разобраться со всем этим — обращайтесь к нам. Специалисты «Класс-Финанс» всегда к вашим услугам.